Технология ASSETS© — базовая настройка бизнеса руками сотрудников

Прикладные КУРСЫ, ТРЕНИНГИ, СЕМИНАРЫ
для руководителей и сотрудников

Главная /Статьи и Публикации/А нужна ли миссия?

А нужна ли миссия?

Часто на вопрос: «Зачем существует ваша организация?», можно услышать удивленный ответ: «Как зачем? Деньги зарабатывать!». А какие ценности и миссия у вашей компании?

 

Существуют разные мнения о том, нужна ли миссия организации вообще или нет. Два полярных мнения:

  • Стратегия, видение, миссии – все они исходят из простой предпосылки о необходимости четко осознавать направление движения компании. Если вы сами не знаете, куда идете, кто же последует за вами? (Джек Траут).
  • Когда компания перестает развиваться, ее TOP-менеджеры начинают формировать миссию, чтобы оправдать собственную бездеятельность (автора не помню).

Разные авторы дают разные определения миссии. Привожу определения, которые мне понравились больше всего:

  • «Миссия – это основная, общая цель организации, – четко выраженная причина ее существования» (из учебника Мескона «Основы менеджмента»).
  • Миссия – роль, которую отводит себе организация в обществе или индивидуальная личность ставит перед собой (Материал из Википедии – свободной энциклопедии).

Часто на вопрос: «Зачем существует ваша организация?», можно услышать удивленный ответ: «Как зачем? Деньги зарабатывать!»

Миссия и стратегия Общества

ОАО РАО «ЕЭС России» в интересах своих акционеров стремится к долгосрочному росту ценности своих акций и акций компаний, которые будут образованы в процессе реструктуризации, путем успешного осуществления реформы и повышения эффективности и прозрачности своей деятельности и деятельности компаний, созданных в процессе реструктуризации.

Другими словами, ОАО РАО «ЕЭС России» создано для того, чтобы зарабатывать деньги для своих акционеров. Какие мысли и эмоции возникают у Вас, как у потребителя электроэнергии, по этому поводу?

Результат уже известен.

ОАО РАО «ЕЭС России» прекращает свою деятельность в качестве «государственной монополии» и будет преобразовано в ряд государственных и частных компаний.

Попробуйте поставить себя на место покупателя продукции Вашей компании, если Ваша компания декларирует подобный подход.

На мой взгляд, финансовые показатели компании – это оценка того, насколько хорошо организованы бизнес-процессы в компании (как оценка в школе), но никак не самоцель компании.

Генри Форд, например, хотел создать дешевый автомобиль, что несколько противоречит цели «Деньги зарабатывать!» Форд создал самый дешевый, на тот момент, автомобиль. И заработал много денег. При этом заработная плата его рабочих была самой высокой в отрасли.

Приходит на память отрывок из книги «Приключения барона Мюнхгаузена», где он вытащил себя из болота за волосы.

С точки зрения классической физики – это, конечно же, не возможно. А вот с точки зрения психологии, работает, и работает очень хорошо. В трудные моменты миссия, сформулированная на базе ценностей первых лиц компании, позволяет ей выжить и двигаться вперед.

Более того, если в миссии компании отражены ценности ее создателей, в организации формируется определенная культура, подбираются сотрудники, которые разделяют эти ценности. В таком коллективе больше вероятность сформировать команду.

Хорошо разработанная миссия должна быть короткой и давать ответы на три ключевых вопроса:

  • Зачем, то, что делает компания нужно клиентам?
  • Зачем, то, что делает компания нужно ее сотрудникам?
  • Зачем, то, что делает компания нужно ей самой и ее учредителям?

Бывает, что компания осознает ценность миссии, необходимость ее письменной формулировки. И придает миссии чрезмерное значение. Для формулировки миссии снимается большое просторное помещение за городом. Человек 10 руководителей самого высокого ранга уезжают на неделю из офиса и под руководством какого-нибудь «гуру» занимаются разработкой миссии компании.

Мне нравится позиция Джека Траута по этому вопросу:

«Не нужен комитет, который будет неделями размышлять над формулировками миссии. Заявление о миссии должны написать директор компании и несколько его подчиненных на утреннем совещании. Коротко и ясно».

Не все так просто, конечно, но с подходом я согласен.

1-5 главных руководителей компании могут потратить 5-25 часов своего драгоценного времени (можно в течение нескольких дней), чтобы прописать миссию и ценности компании. Привлечение консультанта может сократить время на разработку миссии и повысить качество этой разработки.

Привожу примеры удачно сформулированных миссий.

  • Газпром видит свою миссию в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.
  • Сделать телекоммуникационные услуги простыми, удобными и доступными для жителей городов России! (АРКТЕЛ).
  • Мы помогаем людям получать радость от общения, чувствовать себя свободными во времени и пространстве (Билайн).
  • Повышать эффективность деятельности своих клиентов, предоставляя возможность быстрого и надежного обмена корреспонденцией и грузами (СПСР).

Хотите Вы того или нет, ценности и миссия компании существуют не зависимо от того, сформулированы они или нет.

Вопрос в том, что эти ценности и миссия сформулированы не четко, и могут по-разному толковаться потребителями и сотрудниками компании.

В конце концов, формулировать миссию и ценности письменно и четко или нет, – выбор за вами. Но помните правило, которое сформулировал Джек Траут: «Если формулировка миссии компании напоминает кашу, значит, организация не знает, куда идет».

Похожие статьи

миссия

А нужна ли миссия?

Часто на вопрос: «Зачем существует ваша организация?», можно услышать удивленный ответ: «Как зачем? Деньги зарабатывать!». А какие ценности и миссия у вашей компании?
 
Существуют разные мнения о том, нужна ли миссия организации вообще или нет. Два полярных мнения:

Стратегия, видение, миссии – все они исходят из простой предпосылки о необходимости четко осознавать направление движения компании.…

Boss and business team

Искусство быть начальником

Вы несколько месяцев или лет отработали на должности исполнителя. Всегда стремились делать свою работу на «отлично». Вы хорошо исполняли свои обязанности, знали все нюансы своей работы. Показали прекрасные результаты. В фирме по достоинству оценили Ваши заслуги и предложили повышение. Предложили должность руководителя.…

труд

Как организации выжить в кризис и опередить конкурентов. Еще раз о повышении производительности труда

Сегодня много говорят о кризисе, неплатежах, сокращении расходов, сокращении персонала. Но мало говорят о действенных антикризисных мерах, которые позволят не только выжить организации в кризис, но и опередить конкурентов. Другими словами о том, как организации стать более эффективной в кризис, чем конкуренты.…

Рекомендуем тренинги

Переговоры для бывалых
Как добиваться оптимального исхода любых переговоров, формулировать стратегии их ведения и доводить до успешного завершения.

Стоимость

17000 руб

Искусство быть начальником
Трудно с тремя, а когда научишься организовывать троих, потом уже число не имеет значения. (из кинофильма "Москва слезам не верит")

Стоимость

17000 руб

Технология ASSETS — базовая настройка бизнес-процессов
Результат таков: 1 человек теперь в состоянии выполнять и успевать больше, чем несколько лет назад за то же время делали 4 человека (Г. Форд)

Стоимость

27000 руб

Top