Главная /
Часто ставят знак тождества между тренингами продаж и тренингами переговоров. Но так ли это? Давайте разберемся.
Да, на первый взгляд тренинги продаж и тренинги переговоров очень близки по структуре. И в одном и в другом случае существуют этапы установления контакта, сбора и уточнения информации, презентации товара.
Но существуют и отличия, которые требуют разных подходов и в реальности, и в тренингах. Назовем несколько принципиальных отличий.
При общении с розничным покупателем время ограничено, поэтому в тренинге продаж бо́льший акцент делается на внешние проявления в поведении продавца: на какой дистанции держаться, как стоять, какие стандартные фразы произносить, а про какие вообще лучше забыть. С учетом того, что это работа с потоком клиентов стандартизация оправдана, и общение с покупателем носит скорее формальный характер.
На переговорах больше времени для установления контакта, поэтому стандартные фразы здесь не работают. Имеет смысл пообщаться подольше и собрать информацию о человеке, с которым ведешь переговоры, здесь больше простора для неформального общения. Поэтому в тренинге переговоров бо́льший акцент делается на психологию общения, подбираются упражнения, которые позволяют перевести клиента в плоскость более доверительных отношений.
Необходимо либо удовлетворить потребность, либо решить проблему – это знают, пожалуй, все. И на любом тренинге это упоминается.
Вот только при розничных продажах удовлетворение потребности или решение проблемы идет через приобретаемый товар. Купил человек медицинскую услугу – решил проблему со здоровьем, купил дорогую машину, «червячок» принадлежности к определенной группе уснул на какое-то время.
На B2B рынке иная картина. Маршрут мазута, фура гвоздей или машина для офсетной печати человеку для личного пользования не нужна. Нужно что-то другое. То, что человек получает или хочет получить от работы – повышение по службе, признание авторитета, чтобы руководство оставило в покое. А еще, нужно понимать, что в закупочном центре несколько человек со своими потребностями. И эти люди могут дружить или находится в конфронтации. Эти факторы тоже нужно выяснять и учитывать продавцу.
Соответственно и подходы к сбору и уточнению информации в тренингах разные. Конечно же, открытые и уточняющие вопросы – хороший инструмент. Но в переговорах больше пространства для их использования. Особенно, если речь идет о крупных сделках. Здесь на переговорах можно использовать методику СПИН. В рознице, чаще всего, особенно если суммы небольшие, использование методики СПИН нецелесообразно.
Кстати, не стоит злоупотреблять открытыми вопросами. Можно просто попросить человека рассказать о его потребностях и целях, о потребностях и целях компании.
Здесь автор статьи не нашел принципиальных отличий. Основные принципы – дать возможность осязать товар, словами рисовать визуальные образы, считать вместе. Нужно опираться на удовлетворение потребностей и решение проблем, которые мы рассмотрели в разделе «Сбор и уточнение информации».
Возможно, кто-то из читателей сможет подробно развернуть эту тему.
Здесь даже названия последнего этапа в продажах и переговорах отличаются.
На тренингах переговоров разбирают подведение итогов, подразумевается, что либо заключается сделка, либо стороны берут паузу и определенные взаимные обязательства по доработке материала, либо делается пауза на неопределенное время.
На тренингах продажах разбирают закрытие сделки, подразумевается, что нужно либо продать, либо прийти к выводу, что покупки не будет и заняться следующим покупателем, это особенно актуально при работе с потоком покупателей. Да, бывают сложные покупки, покупатель может вернуться на торговую точку еще раз. При сложных розничных продажах (мебель на заказ, недвижимость и др.) можно и нужно использовать инструменты тренинга переговоров.
При розничных продажах имеет смысл собирать дополнительную информацию и отрабатывать возражения сразу, потому что второго раза может и не быть.
На переговорах иногда можно «пропустить удар» и взять паузу для обдумывания ответа на возражение, тем более что есть больше времени на дополнительный сбор информации, в том числе и в промежутке между переговорами.
А в целом, техники работы с возражениями на тренингах продаж и тренингах переговоров одни и те же.
Еще один немаловажный момент, работа с возражениями – постоянное домашнее задание продавца, если конечно, продавец хочет быть успешным.
Только на первый взгляд кажется, что тренинг продаж и тренинг переговоров – это одно и то же. На самом деле, на тренингах продаж и тренингах переговоров в фокусе внимания должны находиться разные факторы, должны использоваться разные инструменты для обучения приемам и техникам ведения диалога.
Искренне надеюсь, что эта статья даст вам материал для правильного выбора и тренинга, и тренера.
06.09.2016
29-30 марта 2024 10:00 - 18:00
15-16 марта 2024 10:00 - 18:00
16-17 февраля 2024 10:00 - 18:00
Стоимость
24000 руб
Стоимость
17000 руб
Стоимость
17000 руб